В первом полугодии 2015 МАЗ сократил долю рынка грузового автотранспорта РФ до рекордных 4,1%.
Значительное падение продаж белорусской автотехники, экономический кризис, рост конкуренции со стороны российских и китайских производителей – главные причины потери стратегически важного для МАЗ рынка.
Напомним, что во время очередного кризиса 2009 года МАЗ занимал 4,2% рынка РФ.
Однако в нынешней ситуации многие эксперты прогнозируют еще большее снижение продаж белорусских грузовиков.
МАЗ СТАВИТ АНТИРЕКОРДЫ
По информации ежеквартального отчета КамАЗ, за шесть месяцев 2015 завод реализовал на 62,3% меньше техники, чем в 2014-ом.
Сокращение продаж грузовиков наблюдается также у следующих предприятий:
- ГАЗ (- 7,7%);
- Volvo и Renault, Scania, Iveco, Mercedes-Benz (-76%).
Однако даже на фоне всеобщего падения реализации грузовиков самый худший показатель у МАЗ.
По последним данным «Минский автомобильный завод» за 6 месяцев текущего года реализовал на 84% меньше грузовиков полной массы 14-40 тонн, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Таким образом, предприятие достигло минимального показателя продаж автотехники на российском рынке.
Белорусы также теряют нишу грузовых автомобилей полной массы 8-14 тонн. В прошлом году (первое полугодие) предприятие контролировало 18% рынка РФ, в 2015-ом – всего лишь 5,9%.
12,1% рынка заняли автомобили КамАЗ и Соллерс.
ЗАМЕНИТ ЛИ КИТАЙСКАЯ ТЕХНИКА МАЗ?
Снижение продаж в Россию МАЗ планировал компенсировать сбытом продукции на альтернативные рынки.
К примеру, белорусское предприятие строит завод в Астане, обеспечивая в дальнейшем преимущество на рынке Казахстана.
В ежеквартальном отчете КамАЗ указано, что «строительство завода завершиться в 3 квартале 2016 года. МАЗ планирует ежегодно выпускать до 300 грузовиков и 50 автобусов».
Однако в отчете говорится и о более серьезной конкуренции со стороны китайских производителей.
Казахстан и Китай реализуют совместную программу по индустриализации.
То есть китайская сторона рассчитывает в ближайшем будущем укрепить присутствие своих автобрендов в Казахстане.
На заводе «СарыаркаАвтоПром» планируется запуск производства китайских автомобилей осенью 2015.
Также подписано соглашение China FAW о выпуске на одном из предприятий Казахстана коммерческой техники FAW.
Поэтому большинство экспертов уверены, что МАЗ не сможет занять лидирующие позиции и на рынке Казахстана.