Национальный статистический комитет Республики Беларусь 20 мая 2013 года опубликовал данные по производству транспортных средств и оборудования за январь – апрель 2013 года. Исходя из отчёта, динамика производства по сравнению с аналогичным периодом 2012 года положительная. Основой показатель, индекс производства, по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» в январе-апреле 2013 г. по сравнению с январем-апрелем 2012 г. составил 104,4%. Однако…
Рассмотрим показатели производства грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, как основную номенклатуру производства ОАО «Минский автомобильный завод».
Производство
Как приводится в докладе, в январе – апреле 2013 года было произведено 4443 грузовых автомобиля, без учёта карьерных самосвалов. По сравнению с таким же периодом 2012-го года, показатель производства упал на 18,7%. Индекс самого апреля 2013 года стал и того намного плачевнее. В указанном месяце было произведено всего 879 штук грузовых автомобилей, что составляет всего 59,3% от показателя апреля 2012 года.
Интересно просмотреть на статистику по производству троллейбусов и автобусов. Так, за январь – апрель 2013 года было произведено 624 автобуса и 34 троллейбуса. А это составляет 104,9% и 85% от показателя соответствующего периода прошлого года. За апрель, было произведено 155 автобусов и 17 троллейбусов. По отношению к апрелю 2012 года это составит 95,1% и 283,3% соответственно.
Итак, виден существенный спад производства грузовых автомобилей. Производство автобусов увеличилось в апреле, но всё же за 4 месяца ниже показателя прошлого года. Выпуск троллейбусов за январь – апрель 2013 года увеличился почти в 3 раза. Однако в апреле 2013 года произошёл серьезный спад.
Анализируя текущие остатки вышеуказанных групп товаров, можно отметить, что на сегодняшний день, количество грузовых автомобилей составляет 2336 штук. Данное количество равно двух месячной норме производства, 210% от месячного выпуска. Остатки автобусов составили 399 штук, что составило 257%. А это уже почти квартальная норма производства.
Как сообщает пресс служба ОАО «МАЗ», за первый квартал 2013 года предприятие отгрузило на экспорт почти 85% автотехники. По информации информационно-аналитического агентства «Бизнес новости», та же пресс служба ОАО «МАЗ» сообщила, что в апреле наметилась положительная тенденция с заказами. После информации ОАО «КАМАЗ» о снижении доли рынка марки МАЗ в Российской Федерации, заместитель коммерческого директора по маркетингу Илья Субботин отметил, что доля ОАО «МАЗ» на рынке РФ осталась почти на прежнем уровне. Рассмотрим данные Национального статистического комитета Республики Беларусь о состоянии экспорта по интересующих нас группам товаров.
Производство
|
Произведено за
|
Январь-апрель 2013 г.
|
Апрель 2013 г. в
|
|
январь - апрель
|
апрель
|
|||
грузовые автомобили
|
4 443
|
879
|
81,3%
|
59,3%
|
автобусы, штук
|
621
|
155
|
104,9%
|
95,1%
|
троллейбусы, штук
|
34
|
17
|
85%
|
283,3%
|
Экспорт
В докладе Белстат-а указывается, что в первом квартале 2013 г. существенно сократился физический объем экспорта грузовых автомобилей (в 2,1 раза) по сравнению с первым кварталом 2012 г. Более детально картина выглядит следующим образом.
За первый квартал 2013 года, по данным статистики, экспорт грузовых автомобилей составил 1504 штуки, что составило 46,5% от первого квартала 2012 года. А это спад почти на 54%. На территорию Российской Федерации было экспортировано 1209 автомобиль, что говорит о снижении экспорта уже на 56,5%.
Доля экспорта седельных тягачей сократилась на 36,6% по сравнению с первым кварталом 2012 года. В количественном выражении экспорт составил 1047 единиц. На территорию России было экспортировано 957 штука тягачей. При этом спад экспорта на рынок РФ составил 37,2%
Экспорт
|
Экспорт за
|
Экспорт в РФ за
|
||
1 квартал
|
1 квартал
|
1 квартал
|
1 квартал
|
|
грузовые автомобили, штук
|
1 504
|
46,5%
|
1 209
|
43,6%
|
седельные тягачи, штук
|
1 047
|
36,6%
|
957
|
61,8%
|
Как сообщается в докладе Национального статистического комитета Республики Беларусь, уменьшение поставок инвестиционных товаров на внешний рынок произошло исключительно благодаря, в основном, за счёт уменьшения экспорта грузовой техники. В денежном выражении данные показатели выглядят следующим образом.
Снижение объемов экспорта грузовых автомобилей в денежном эквиваленте уменьшилось на 171,9 млн. долларов. Сокращение тракторов и седельных тягачей сократилось на 80,5 млн. долларов. Снижение объёмов в денежном выражении автомобилей, предназначенных для перевозки десяти человек и более – на 26,9 млн. долларов. В свою очередь машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур – на 24,2 млн. долларов.
Будем надеяться на оживление рынка грузовой техники в России в самое ближайшее время. Дальнейший анализ производства и экспорта в РФ грузовой техники производства Республики Беларусь читайте в наших следующих обзорах.