Двигатели ЯМЗ давно имеют высокую оценку среди отечественных дизельных агрегатов. Технические характеристики, надежность, повышенный ресурс и ремонтопригодность отвечают вызовам производителей различной техники. Одним из ярких представителей семейства Ярославских моторов стала 534 модификация.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
530 серия Ярославских моторов представлена двумя образцами – рядным 4- и 6-цилиндровыми "дизелями". Проектирование и изготовление первых образцов начиналось еще в 1995-2008. Уже в 2009 году была выпущена опытная партия для проведения испытаний. Параллельно с этим велось строительство завода в заволжской части Ярославля, запуск которого состоялся в 2011 году. Разработку этой серии вели совместно с инженерами австрийской инжиниринговой компании AVL List. Двигатель стал новинкой не только для отечественного автопрома, но и для самого «Автодизеля». Примененные методы разработки позволили создать новый двигатель экологического стандарта Евро-4 и Евро-5 с объемом 1 литр на каждый цилиндр.
До 2017 года чугунное литье блоков цилиндров было импортное, в частности, немецкого завода Fritz Winter Eisengielierei, который является поставщиком отливок для таких брэндов, как BMW, Mercedes-Benz и Volvo. Сейчас же литье ЯМЗ 534 организовано на ОАО «ГАЗ», который еще раньше поставлял алюминиевые детали (картер маховика, лобовую крышку и прочее).
В изготовлении поршневых групп задействованы 2 производителя – «Мотордеталь» в Костроме и Federal Mogul в Набережных Челнах. Паковки каленвалов до недавнего времени поставляла германская компания ThyssenKrupp AG, а обработка велась на самом ЯМЗ. На данный момент снабжение коленвалами занимаются металлурги из «КАМАЗа».
В кооперации производства также задействованы такие отечественные производители, как ЯЗДА(компоненты для ТНВД), Ителма (электронная начинка), НПО «Турботехника» (турбокомпрессоры), ЗМЗ (вкладыши, втулки распредвала).
Импортозамещение деталей двигателей достигло 80% в 2018 году (2015 – 68%, 2016 – 76%).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Схема выбрана нижневальная, распредвалы в ГБЦ отсутствуют. Это позволило добиться компактности двигателя. Привод ГРМ укорочен, а детали вращающихся узлов облегчены, что положительно сказалось на динамике. Изюминкой двигателя является система охлаждения с обратным ходом. Ход жидкости не обычным образом – снизу-вверх, а сверху вниз, сначала охлаждается ГБЦ, затем и сами цилиндры блока. Инженерам удалось повысить термическую стойкость деталей двигателя, вследствие чего возросла стабильность их размеров. Это позволило форсировать любой агрегат 530 семейства ЯМЗ.
Особенности:
- тип двигателя – дизельный, четырехтактный, воспламенение от сжатия, с турбонаддувом, с жидкостной системой охлаждения;
- цилиндры – 4, с рядным расположением;
- объем – 4, 43 литра;
- мощность номинальная – от 136 до 190 л.с.;
- крутящий момент (max) – от 421 до 710 Нм;
- расход при номинальной мощности – от 22 до 31 кг/ч (в зависимости от модификации);
- управление топливной аппаратуры – электронное (Common Rail Systems);
- управление подачей топлива – ЭБУ EDC7 UC31 «BOSCH» (датчики контроля «BOSCH»);
- форсунка – закрытая, многоструйная, клапан модели GRIN 3(электромагнитный) «BOSCH»;
- фильтр масляный – полнопоточный, встроенный в корпус модуля;
- фильтр топливный – грубой очистки (отстойник с ручным насосом прокачки, сменным элементом, влагоотделителем), тонкой очистки (полнопоточный, сменный фильтр);
- насос водяной – центробежный, привод – поликлиновый ремень;
- система смазки – смешанная, масло охлаждается в теплообменике;
- термостаты – 2, с наполнителем, начало открытия 82С;
- генератор – 100 А, 28 В, переменного тока;
- норма отработавших газов – Евро 4.
Применяемость
Двигатели ЯМЗ 534 различных модификаций применяются на грузовых автомобилях в разных исполнениях с полной массой не более 12 тонн, за исключением автопоездов (21 т). Модели 5342 и 5344 устанавливаются на автобусах ПАЗ массой не более 11т, а также ЛиАЗ-429260. Новый газодизельный двигатель ЯМЗ 534 CNG входит в комплектацию автомобиля «ГАЗОН НЕКСТ CNG».