Все автомобили Минского автомобильного завода имеют ручной тормоз МАЗ с двойным усилением. Предназначение данного механизма - затормаживание транспортного средства на стоянке, а также в удержание авто на уклонах.
Использовать ручной тормоз маз в качестве рабочего можно только в экстренных или аварийных случаях, если из строя вышел основной ножной тормоз.
СТРОЕНИЕ РУЧНОГО ТОРМОЗА И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Рассмотрим более подробно входящие в систему грузового автомобиля маз элементы. Как же происходит действие ручного тормоза маз? В процессе притормаживания усилие от приводного троса передается на приводной рычаг. Далее через промежуточный кронштейн и серьгу воздействует на колодки.
Во время вращения тормозного барабана по часовой стрелке, приводное усилие через штангу передается к правой колодке. Описываемая запчасть маз в результате трения смещается в сторону вращения.
Затем захватывается барабаном и через регулировочное устройство надавливает уже на левую колодку. Если вращение происходит против часовой стрелки, то процесс осуществляется с точностью наоборот. Сначала задействуется левая, а затем и правая колодки.
Для удержания ручного тормоза маз в заторможенном состоянии предусмотрена специальная рукоятка с рейкой и зубьями с собачкой, установленная на коробчатом кронштейне прямо под панелью приборов. Во время торможения усилие передается на промежуточный рычаг.
Данная запчасть маз поворачивается. Усилие поступает на тягу и далее на трос, присоединенный вилкой к приводному рычагу тормоза маз. В результате происходит затяжка.
В это же время через тягу и рычаг выполняется привод на тормозной крап. Таким образом, осуществляется выпуск воздуха из соединительной магистрали.
Обеспечивается затормаживание прицепа. Чтобы отпустить тормоз, необходимо по направлению часовой стрелки на 1/6 оборота повернуть рукоятку и переместить от себя. Если говорить об отличиях привода ручного тормоза моделей МАЗ-504А и МАЗ 500А, то они несущественны. Разница только в присоединении второго троса к рычагу.
Регулировка и уход
Правильно отрегулированный ручной тормоз маз вместе с приводом позволяет удержать полностью загруженный автомобиль на уклоне в 16%. При этом максимально допустимый ход рукоятки составляет 160 миллиметров. Ручной тормоз маз, как и любой другой механизм, требует правильной регулировки и определенного ухода. Выполнять проверку следует только в отторможенном состоянии.
Для регулирования зазора между колодками и барабаном с одной стороны при помощи домкрата поднимают задние колеса. Цепляя за зуб гайки-звездочки необходимо завернуть отверткой через небольшой лючок в суппорте тормоза маз. Необходимо добиться, чтобы барабан не проворачивался от ручного усилия.
Затем гайку-звездочку немного отворачивают в обратном направлении. Таким образом, достигается свободное вращение запчасти маз. Проверяется после нажатия рукой на приводной рычаг и его возврата в начальное положение. После проведения указанной регулировки ход рукоятки привода должен находиться в пределах от 110 до 160 мм.
Если допустимое значение превышено, следует отрегулировать привод тормоза. Выполняют ее в отторможенном состоянии при полном отсутствии давления воздуха в системе. Сначала проверяется отсутствие провисания свободного участка троса. Устраняется данный дефект в результате изменения длины с помощью вилки, ось вращения которой должна быть на центре головки болта.
Поэтому обеспечивается отклонение от вертикального положения рычага на 100 миллиметров. Далее следует отсоединить вилку от приводного рычага, сняв оттяжную пружину. Затем механизм поворачивают. Рычаг колодок доводят до упора в штангу. Натягивается трос и вилка либо заворачивается, либо отворачивается до совпадения отверстий на рычаге и вилке. Элементы соединяются между собой, и устанавливается оттяжная пружина на приводной рычаг.
Однако если при правильно отрегулированном тормозе автомобиль все равно не удерживается на уклоне 16%, нужно снять барабан. Необходимо проверить состояние фрикционных накладок. Если они замаслены, аккуратно промойте их керосином и протрите жесткой щеткой. При толщине накладок из-за износа в средней части менее 2 мм, следует их заменить.
Прочистите дренажный канал в картере подшипников. Чтобы не пришлось постоянно покупать запчасти маз из-за выхода из стоя старых деталей, ежедневно ухаживайте за тормозной системой маз. Также следите за состоянием привода и всех шарнирных соединений. В соответствие с картой производите смазку валика тормозов, троса, а также оси промежуточного рычага.
Ручной тормоз маз требует регулярного обслуживания. Очищайте шарнирные соединения и тросы привода от грязи и проверяйте крепление. Правильный уход и регулировка системы позволят сохранить механизмы транспортного средства в надлежащем состоянии.
Перед выездом необходимо убедиться в надежности ручного тормоза маз.
Своевременная регулировка позволит обеспечить равномерный износ колодок и устранит вытяжку троса. На всех типах грузовых автомобилей МАЗ-500А устанавливается ручной стояночный тормоз маз барабанного типа с усилением. Монтируется на заднем мосту.
Благодаря такому расположению стояночного тормоза маз, возможно его использование даже при поломке карданного вала. Барабан ручного тормоза маз отливается из антифрикционного серого чугуна. Снаружи на детали есть литые кольцевые ребра, придающие жесткость и улучшающие охлаждение.
Для полного исключения биений в трансмиссии, барабан тщательным образом балансируют. Суппорт изготавливают штамповкой из листовой стали. По краям выполнена отбортовка для предотвращения попадания на рабочую поверхность сварных колодок и барабана грязи. Следите за состоянием ручного стояночного тормоза маз.
Периодически выполняете регулировку по описанной выше схеме. Только так в любой, даже аварийной ситуации, вы вместе со своим автомобилем маз будете в полной безопасности.