Двигатель ЯМЗ-238 можно назвать «долгожителем» с безупречной репутацией. До сих пор Ярославские моторостроители выпускают эти моторы, хотя история его производства началась в далекие 60-е годы. Несомненно, достоинством стала топливная система.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА
Многие молодые снабженцы на производстве часто путаются в правильных определениях, называя фильтрующий элемент фильтром. Зачастую заказывают на предприятиях расходники, не предполагая различия в предварительной и тонкой фильтрации. Разберемся в этом вопросе.
В топливопроводной системе ЯМЗ-238 предусмотрено 2 степени фильтрации. Из бака дизельное топливо через топливный фильтр грубой очистки (ФГО) закачивается топливоподкачивающим насосом и по магистралям поступает через ФТО в ТНВД. Далее по топливопроводам под высоким давлением оно подходит к форсункам, через которые впрыскивается в камеру сгорания согласно порядку очередности работы цилиндров.
Назначение
ФГО состоит из корпуса (колпака), в который помещен фильтрующий элемент, крышки, прокладки между ними, сливной пробки с шайбой и 4 болтов крепления. Сменные картриджи различаются по составу материала на нетканевые и на картриджи из пряжи на основе х/б ниток.
В состав ФТО входит крышка с колбой, в который устанавливается сменный фильтрующий элемент (ФЭ). Между ними ставится уплотнительная прокладка и уплотнитель ФЭ. Прижимная пружина поджимает картридж к крышке. В теле корпуса врезана сливная пробка с шайбой. Сверху ввернут клапан-жиклер, который служит для удаления излишек топлива и воздуха по обратным магистралям в расходный бак, отрегулированный под давление открытия 20-40 кПа. Сменные элементы изготавливаются из бумаги или специального полотна.
Предназначены для устранения крупных примесей, со временем накапливающейся грязи в баке, а также воды и препятствует попаданию всего этого в ТНВД. Процесс чистки состоит в сливе с отстойника жидкости, промывки и продувки съемных частей узла и замены элемента.
Периодичность замены
Техническое обслуживание по регламенту выполняемых работ разделяют на:
- ежедневное ТО;
- ТО по окончании обкатки;
- ТО-1;
- ТО-2;
- сезонное ТО.
Каждое обслуживание имеет свой перечень, в котором прописана периодичность смены, промывки и других видов очистки.
В ЕО не предусматривается каких-либо работ по обслуживанию узла, кроме внешнего осмотра на предмет подтеков топлива.
По окончании периода обкатки мотора требуется подтяжка резьбовых соединений в местах сопряжений магистралей.
При ТО-1 нужно слить отстой с ФГО и дать поработать двигателю 3-4 минуты. В зимнее время отстой сливать ежедневно после окончания работ. Далее заменить ФЭ с промывкой корпуса фильтра. При потере мощности двигателя производить эту операцию не дожидаясь ТО-1.
При ТО-2 повторить операции ТО-1, и заменить фильтр топливный тонкой очистки с промывкой колпака.
ЗАМЕНА ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА ЯМЗ
Смена фильтрующего элемента в обоих фильтрах производится следующим образом:
- через сливное отверстие в колпаке производится слив топлива;
- откручиваются болты крепления корпуса к крышке;
- заменяется ФЭ (при необходимости прокладка между крышкой и колбой);
- сборка происходит в обратной последовательности.
После замены необходимо прокачать систему, чтобы удалить попавший воздух.
При вопросах и сомнениях необходимо помнить, что приобретение запасных и расходных частей лучше всего производить по каталогам, согласно заводским (каталожным) номерам, чтобы не купить фильтр топливный, который в итоге не подойдет.