Недавно официальные представители МАЗ сообщили, что ближе к середине августа два гиганта автопрома Беларуси и России возобновят переговоры по поводу создания совместного предприятия.
Будет ли толк от еще одного раунда обсуждений? И почему же два лидера рынка большегрузных автомобилей СНГ до сих пор не могут договориться?
Некоторые эксперты считают, что главная причина, благодаря которой затягивается создание СП – это напряженная политическая ситуация. Игорь Моржаретто считает, что объединение МАЗ и КАМАЗ невозможно из-за политики.
«Переговоры могут затянуться и на 30 лет. При возникновении необходимости принять решение, белорусская сторона снова затянет сроки» - отмечает заместитель главного редактора журнала «За рулем».
«Выпуск автотехники КАМАЗ в 3-4 раза больше, чем у МАЗ.
При объединении двух предприятий возникнут общие бытовые сети, на которых можно неплохо сэкономить. У МАЗ есть свои инновации, у КАМАЗ – свои. При слиянии технических разработок очень выгодно будет использовать их совместно».
По мнению эксперта, в ситуации с «Росбелавто» политика победит экономику.
Игорь Моржаретто уверен, что если МАЗ будет и дальше откладывать решение вопроса, то в конечном итоге завод может окончательно потерять российский рынок.
Тем не менее, исполняющий обязанности коммерческого директора МАЗ, Сергей Захаревич возлагает большие надежды на середину августа.
«В данный момент мы уже создали специальную группу, которая занимается проработкой вариантов сотрудничества с российской стороной. Поэтому очередное заседание группы мы запланировали на середину августа» - отметил представитель МАЗ.
Российская сторона менее красноречива. Ни один представитель КАМАЗ не прокомментировал очередное заседание.
Напомним, что идея создания совместного производства «летает» в воздухе уже более двух лет. Однако переговоры не принесли значительных результатов.
В прошлом году Дмитрий Медведев заявил, что два государства договорились активизировать работу по созданию совместного предприятия. Осенью 2013-го премьер-министр России настаивал на прекращении дискуссий и переходу к более решительным действиям.
Несмотря на это, белорусские власти вскоре заявили о том, что создание «Росбелавто» без существенных инвестиций КАМАЗ невыгодно МАЗ. Таким образом, переговоры снова приостановились.
Прошло немного времени, и пресс-служба МАЗ сообщила о том, что, скорее всего, совместное предприятие будет создано в начале 2014 года.
Также были оговорены условия: МАЗ передает 75% плюс одну, а КАМАЗ – 49,9% акций.
Но российская сторона заявила, что белорусы предлагают условия, которые находятся «за пределами понимания». В июле этого года посол РФ в Беларуси еще раз акцентировал внимание на данном вопросе:
«В объединении МАЗ и КАМАЗ есть проблемы. Мы продолжаем вести переговоры. Но в итоге как КАМАЗ, так и МАЗ долю на российском рынке не увеличили» - подытожил посол.
Александр Суриков подчеркнул, что Россия вступила в ВТО.
В скором времени ожидается появление на рынке зарубежных компаний, с которыми конкурировать и МАЗ, и КАМАЗ будет очень сложно.
Кроме этого, посол подчеркнул, что экономика России и Беларуси теряют выгоды от создания совместного предприятия из-за постоянного переноса сроков реализации проектов белорусской стороной.
Приведут ли к каким-либо положительным результатам очередные переговоры российской и белорусской сторон в середине августа, вы узнаете из следующих новостей компании «АвтоРесурс».