Минский автомобильный завод – один из флагманов постсоветского автомобилестроения с прекрасной линейкой различной спецтехники. Устояв на плаву при распаде Советского Союза, он не только сохранил коллектив, но и наладил выпуск тягачей европейского уровня. Одним из таких представителей является магистральный вариант повышенной грузоподъемности МАЗ 5440, разработанный совместно со специалистами автоконцерна MAN.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Опытная партия вышла за ворота автозавода в 1996 году. Испытания показали эксплуатационные характеристики МАЗ 5440 в пределах проектных, и вскоре был решен вопрос о запуске в серийное производство. Первым в серии стал МАЗ-54421 выпуска 1997 года, а к концу этого же года еще 2 модели с индексом 54402 и 544021. Появление 5440А8 в 2000 году стало событием, поставив эту марку на ведущее место среди магистральных "трудяг". Уже через 8 лет предприятие выпускает рестайлинговую версию 5440А9 с новой кабиной и рядом инновационных решений в механике. С этого времени все бортовые и магистральные тягачи получают название «Простор». Подарком к 70-летнему юбилею завода стал выпуск уникальной модели 5440М9. Соответствие экостандарту Евро-6, превосходный дизайн кабины в стиле ведущих мировых представителей этой ветки автомобильной промышленности – это малая часть достоинств данного образца.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Рассмотрим эксплуатационные показатели на примере модификации 5440А8-360. Седельный тягач с формулой колес «4х2» с двигателем ЯМЗ. Полная масса составляет 18,75 тонны с разделением нагрузки на переднюю (7250 кг) и заднюю (11500 кг) ось. Допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство составляет 10550 кгс.
Габаритные размеры, мм:
- Д х Ш – 6 000 х 2500;
- Высота с обтекателем – 4000;
- Высота ССУ (седла) – 1250;
- Колесная база – 3 600;
- Клиренс – 170 мм.
ДВИГАТЕЛЬ МАЗ 5440
Сегодня Минский концерн предлагает различную гамму моторов как Российского производства, так и их зарубежные аналоги. Модели 5440С5 и 5440С9 (Евро-5) поставляются с двигателями ЯМЗ-53603.1 мощностью 330 л.с. и 422-сильным ЯМЗ-653. Остальные модификации оснащаются импортными моторами фирмы Cummins, Mercedes и WeichaiPower. В частности, 5440Y9 поставляется с 460-сильным китайским CumminsISG 12 460, а МАЗ-544028 оснащается WP12.430E50 мощностью 430 л.с. Присутствует в линейке двигателей и немецкий производитель. Так МАЗ-5440Е8 оборудован рядной 12-литровой шестеркой MercedesOM457LA. V/4 мощностью 428 л.с. с максимальным крутящим моментом 2100 Нм при оборотах 1100 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ И ПОДВЕСКА
Грузовые автомобили МАЗ традиционно оборудовались надежной 9-ступенчатой механической коробкой передач от ЯМЗ и ЛиАЗ, но согласно каталогам производителя грузовых автомобилей, в настоящее время базовые модели 5440 (Евро-5) имеют КПП немецкой компании ZF. В связку с ярославскими моторами ставят китайскую FastGear. Стоит отметить, что модификация М7 и М9 (Евро-6) оборудуются автоматическими 12-ступенчатыми коробками фирмы Daimler. КПП МАЗ 5440 (М7, М9) может работать как в автоматическом режиме, так и в ручном с переключением скоростей на руле.
Весь модельный ряд 5440 с «4х2» представлен с пневматической задней подвеской (11,5 т). Исключение составляет МАЗ-5440С5, поставки которого предусматривают и рессорную подвеску с аналогичной нагрузкой.
КАБИНА
Эргономичные кабины представлены 2 рестайлинговыми вариантами – 6431 и 5440. Кабина 5440 с низкой, а 6431 с высокой крышей. Плавные обводы, большая площадь остекления, просторность, качество отделки и оригинальный бампер с встроенной светотехникой выгодно выделяет тягач на дорогах от своих соплеменников. Кресла водителя и пассажира выполнены с подрессоренным механизмом, регулируются в нескольких направлениях. Кабина имеет 2 спальных места.