По информации ежеквартального отчета ОАО «КАМАЗ», «Минский автомобильный завод» продолжает уступать конкурентам свои позиции на рынке большегрузной автотехники.
В I квартале 2015 года МАЗ поставил в РФ практически на 50% меньше грузовиков, чем в 2014-ом.
За первые три месяца текущего года МАЗ удалось сохранить только 4,8% российского рынка.
Естественно, падению спроса на белорусские автомобили сопутствовало множество факторов:
- Колебания рыночной конъюнктуры;
- Нестабильность обменного курса российского рубля к иностранным валютам;
- Инфляция;
- Снижение покупательской способности;
- Усиление конкуренции со стороны иностранных компаний, осуществляющих сборку грузового автотранспорта.
Сведения о распределении долей между другими игроками российского рынка большегрузной автотехники вы можете узнать из этой таблицы.
Доля компаний на российском рынке, в % | ||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 3 мес. 2015 | |
ОАО «КАМАЗ» | 46,8 | 38,4 | 33,5 | 44,7 | 45,6 | 54,1 |
ОАО «МАЗ» | 9,5 | 11,1 | 12,8 | 9,3 | 9,5 | 4,8 |
ОАО «АЗ «УРАЛ» | 17,8 | 10,7 | 4,9 | 6 | 7,8 | 13,6 |
ОАО «КРАЗ» | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,4 | 0,3 |
Иномарки | 25,1 | 39,1 | 48,3 | 39,7 | 36,7 | 27,2 |
Таким образом, «Минский автомобильный завод» уступил 4,7% рынка:
- ОАО «КАМАЗ» - предприятие увеличило долю с 45,6% до 54,1%;
- ОАО «АЗ «УРАЛ» - компании удалось занять 13,6 %.
Как и ОАО «МАЗ», ослабили свое присутствие на российском рынке:
- ОАО «КРАЗ» (в 2014 году компания занимала 0,4 %, в первом квартале 2015 – только 0,3%);
- Иностранные компании (на 9,7% снизились продажи грузовой автотехники зарубежных производителей).
Рассмотрим распределение долей российского рынка большегрузного автотранспорта полной массы 14-40 тонн.
По результатам трех месяцев 2015 года ОАО «МАЗ» занял 4,4% (в аналогичном периоде 2014 – 11,3%).
Снижению на 6,9% способствовало увеличение доли:
- ОАО «КАМАЗ» (с 40,4% до 49,1%);
- ОАО «АЗ «УРАЛ» (с 6,9% до 12,3%).
Многие эксперты утверждают, что со временем усилят свои позиции на российском рынке иностранные производители.
Дело в том, что зарубежные компании планируют выйти на рынок строительной автотехники, а также тяжелых шасси для бездорожья.
Все это скажется со временем на поставки «Минского автомобильного завода» в Российскую Федерацию.
Кроме этого в СМИ ранее сообщалось, что:
- DAF активно ищет возможности организации сборочного производства автомобилей в РФ примерно на 5 000 – 6 000 машин в год;
FAW, китайская корпорация, проводит переговоры с представителями ОАО «АЗ «УРАЛ» по поводу организации совместного производства тяжелых грузовиков.
Если посмотреть на рынок среднетоннажных грузовых автомобилей в I квартале 2015, увидим, что:
- ОАО «МАЗ» снизил свою долю с 16,4% (данные за I квартал 2014) до 6,6%;
- ОАО «СОЛЛЕРС», выпускающее грузовики ISUZU, заняла 33,3% рынка, оставив позади и ОАО «МАЗ», и ОАО «КАМАЗ».
Несмотря на явное падение экспорта в Россию белорусских грузовиков, «Минский автомобильный завод» намерен обновлять модельный ряд автотехники, снижать затраты на производство, сокращать складские запасы.
Возможно, ОАО «МАЗ» во II квартале 2015 покажет лучшие результаты.