Программа Zero-Emission Zones for Freight (ZEZ-F), введённая в Нидерландах в январе 2025 года, уже демонстрирует впечатляющие результаты. Согласно свежему анализу организации Clean Cities Campaign, введение зон с нулевыми выбросами для грузового транспорта ускорило переход на электромобильные решения и стало ключевым фактором изменений в городской логистике.
Первое в мире решение национального уровня
Нидерланды стали первой страной, где программа нулевых выбросов для коммерческих перевозок реализуется на национальном уровне. К октябрю 2025 года в проекте участвуют 18 городов, и число участников продолжает расти.
ZEZ-F направлены на ограничение въезда в городские центры грузовиков и фургонов с двигателями внутреннего сгорания, стимулируя компании переходить на электрические и гибридные транспортные средства.
Эффект от нововведения оказался мощным: уже в первом полугодии 2025 года 78 % новых фургонов, зарегистрированных в стране, были полностью электрическими. Для сравнения, средний показатель по Евросоюзу составляет всего 9 %.
Продажи электрических грузовиков выросли на 188 % по сравнению с прошлым годом, что сделало Нидерланды одним из крупнейших рынков электрогрузовиков в ЕС — почти каждый пятый электрический грузовик, проданный в Европе, пришёлся именно на голландский рынок.
Экономический и экологический эффект
Исследование Clean Cities показало, что муниципалитеты, где действуют ZEZ-F, а также их ближайшие соседи, демонстрируют в три раза более быстрый рост числа электрических коммерческих автомобилей, чем регионы без подобных зон (6 % против 2 %).
При этом количество дизельных фургонов и грузовиков в городах с нулевыми выбросами уже начало снижаться, тогда как в других районах страны оно продолжает расти.
«Опыт Нидерландов доказал, что зоны с нулевыми выбросами — это переломный момент для городской логистики. Они дают бизнесу уверенность в будущем, устанавливают понятные правила игры и позволяют городам стать более чистыми и безопасными для жизни», — отметила директор Clean Cities Campaign Барбара Штоль.
По её словам, ZEZ-F не только сокращают загрязнение воздуха и шум, но и помогают преобразовать центры городов в «жилые кварталы нового типа» — с низким уровнем трафика и улучшенной экологией.
Государственная поддержка и контроль
Одной из причин успеха стало сочетание регулирования и финансовых стимулов.
Муниципалитеты получили целевое финансирование на развитие зарядной инфраструктуры, а бизнес — субсидии, налоговые льготы и временные послабления на переходный период.
Контроль за соблюдением правил осуществляется с помощью распознавания номерных знаков и системы штрафов, что делает политику исполнения прозрачной и эффективной.
Кроме того, исследования Clean Cities и Transport & Environment (T&E) показывают, что уже к 2026 году на рынке будет доступно больше моделей электрических фургонов, чем дизельных и бензиновых.
Совокупная стоимость владения (TCO) для большинства электрофургонов уже сейчас ниже, чем у аналогов с ДВС, что подтверждается практическим опытом многих голландских компаний.
www.electrichybridvehicletechnology.com