По оперативным данным Росстата, в июле в России выпущено 2 754 автобуса и электробуса против 5 291 единицы годом ранее. Снижение составило почти 48%. При этом структура производства осталась неизменной: доминируют электробусы — их доля достигла 74% (2 026 машин), тогда как в прошлом июле показатель был близким — 73% (3 852).
Сокращение зафиксировано во всех сегментах. В классе до 5 тонн произведено 1 164 электробуса, тогда как год назад — 2 261. В категории 5–20 тонн — 728 автобусов и 862 электробуса, против 1 439 и 1 591 соответственно.
Накопленные итоги за январь–июль
За семь месяцев 2025 года на заводах собрано 20 105 автобусов и электробусов, что более чем на 11 тыс. меньше результата прошлого года (31 206). Из общего объёма 14 701 единица пришлась на электробусы и 5 404 — на автобусы с традиционным двигателем. Для сравнения, годом ранее соотношение составляло 22 293 и 8 913 соответственно.
По категориям динамика также отрицательная. В сегменте до 5 тонн произведено 8 945 электробусов против 12 316 годом ранее. В категории 5–20 тонн выпущено 11 160 машин, включая 5 404 автобуса и 5 756 электробусов, тогда как в январе–июле 2024 года показатели достигали 8 913 и 9 977 соответственно. Таким образом, снижение охватывает как массовый сегмент городских автобусов, так и нишу среднетоннажных электробусов.
Тенденции и значение для рынка
Аналитики отмечают, что текущая ситуация отражает сочетание факторов: замедление спроса со стороны региональных заказчиков, сокращение бюджетов на закупку транспорта и продолжающееся давление на цепочки поставок. Высокая база прошлого года также усиливает статистический эффект.
Несмотря на сокращение абсолютных объёмов, доля электробусов в структуре выпуска остаётся стабильной и превышает 70%. Это подтверждает стратегическую ориентацию производителей на развитие экологически чистого транспорта и выполнение государственных программ по обновлению городского подвижного состава. Сегмент традиционных автобусов сокращается быстрее, чем электрический, что в перспективе приведёт к ещё большему перераспределению рынка в пользу техники с нулевым уровнем выбросов.
Сокращение производства автобусов и электробусов также отражается на смежных секторах — от поставщиков комплектующих до сервисных компаний. Рост значимости послепродажного обслуживания и доступности запчастей становится ключевым условием бесперебойной эксплуатации парка. В условиях ограниченного выпуска новые закупки дополняются более активным использованием сервисных услуг и ремонтов, что изменяет баланс спроса внутри отрасли.
Таким образом, итоги июля и первых семи месяцев 2025 года демонстрируют значительное падение объёмов производства по сравнению с прошлым годом. Однако структура выпуска подтверждает устойчивое лидерство электробусов и сохранение курса на развитие экологически ориентированных решений в транспортной системе России.
rosstat.gov.ru