Новые стандартные операционные карты предназначены для работников, которых обучат собирать кабины К4 для тягачей KAMAZ-5490. Созданием карт занимались эксперты Учебно-технологического комплекса (УТК) завода «КАМАЗ».
Свою деятельность УТК ведёт с февраля 2019-го. При этом изначально комплекс обучал нескольким операциям. Среди них — подсборка передней подвески, а также монтаж отдельных комплектующих: спального места, стеклоподъёмника дверей, трубопровода кондиционирующей системы.
Конечно, этим деятельность не ограничилась. Основываясь на заявках завода-производителя, эксперты разработали программы обучения другим операциям — на сегодняшний день их уже около шести десятков. Курс по сборке кабин модели KAMAZ-5490 включил в себя 70 % актуальных операций. Для моделирования остальных действий комплекс пока не создал необходимых условий, как уточнил Сергей Калинин — эксперт, который моделирует обучение логистике и сборке кабин.
План действий был выстроен таким образом, чтобы в УТК готовили еженедельно по новой стандартной операционной карте. Немного изменила намеченный распорядок пандемия Covid-19. Поскольку обучение в этот период не проводилось, высвободившееся время эксперты использовали, чтобы ускорить разработку карт втрое, а то и вчетверо.
Создавая такие карты, эксперты консультируются с опытными работниками. Полученную информацию подвергают переработке согласно техническим процессам завода «КАМАЗ». При этом действия излагают доступно, чтобы у слесарей механосборочных работ не возникало проблем с пониманием инструкций. Уже после этого карту должен утвердить технолог завода, в ведении которого находится сборка кабин.
Обучаться приходят люди с разным уровнем знаний и умений. Задача тренера — предварительно узнать, где человек работал, каким опытом обладает. После этого в течение рабочего дня проводится обучение, а в конце следует экзамен по чек-листу. Не каждый новичок сразу успешно справляется со сборкой — в таком случае тренеры повторяют курс и два, и три раза, пока обучаемый не овладеет процессом.
Учебно-технологический комплекс успешно реализует главную задачу — знакомит людей с их предстоящей работой, позволяя без лишней суеты задать все вопросы, освоить все операции. Это намного эффективнее, чем когда обучение ведёт старший рабочий — прямо во время стрессового, безостановочного процесса сборки, не давая возможности ни на что отвлекаться.