Во 2 квартале 2013 года рынок России «проседает» на 33,9%: уменьшается количество госзаказов, целевое финансирование. Негативно влияет на рынок и вступление РФ в ВТО. Большинство предприятий снижают выпуск грузовой автотехники.
Лидеры рынка грузовой техники РФ
На рынке грузовых автомобилей России участвуют такие предприятия как ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ» и иностранные компании. Динамика изменения долей рынка приведена в следующей таблице:
Предприятие | Доля российского рынка грузовой автотехники, в % | ||
2011 год | 2012 год | 6 месяцев 2013 года | |
ОАО «КАМАЗ» | 38,4 | 33,5 | 45,4 |
ОАО «МАЗ» | 11,1 | 12,8 | 8 |
ОАО «АЗ «УРАЛ» | 10,7 | 4,9 | 5,4 |
А/м иностранного производства | 39,1 | 48,3 | 41,2 |
Главным игроком, судя по данным, можно назвать ОАО «КАМАЗ». Завод пока что имеет большую долю рынка, но постепенно сдает позиции в производстве. По информации отчета во 2 квартале 2013 года выпуск техники уменьшился на 28,4%. Главная причина снижения производства – тотальная ликвидация запасов и переход на выпуск автомобилей класса Евро 4.
По заявлению аналитиков, снижение выпуска автотехники на 33,9% по сравнению с 2012 годом логично, ведь в основном практически все предприятия стараются ликвидировать складские запасы. Следовательно, игроки рынка России уменьшают объемы производства до 43,8 тыс. ед.
Назовем несколько причин низких показателей выпуска:
- Отставание от графика по целевому финансированию;
- Снижение количества госзаказов;
- Негативное влияние вступления России в ВТО;
- Переход на более современные автомобили экологического класса Евро-4.
Поэтому в 2013-ом КАМАЗ реализовал 17 671 сборочных комплектов и грузовых автомобилей. При сравнении с показателями 2012 года наблюдается явное снижение продаж, ведь в прошлом году поставлено 19 667 автомобиля, что на 11,3% больше, чем в 2013 году. Таким образом, за первое полугодие лидер российского рынка грузовых автомобилей продал 17 347 шт. автотехники полной массой 14-40 тонн, а вот среднетонажных автомобилей массой 8-14 тонн – всего лишь 324 шт.
Тем не менее, КАМАЗ увеличил объем рынка грузовых автомобилей массой 14-40 тонн в России практически на двенадцать процентов (45,4% - 2013 год, 36,6% - 2012 год). Однако по продажам среднетоннажных грузовых автомобилей наблюдается спад: выпуск первого полугодия 2013 года – 3,6 тыс. шт., 2012 года – 4,5 тыс. шт.
Захватят ли иностранные компании большую долю рынка?
По данным ОАО «КАМАЗ» самые продаваемые модели автотехники за первое полугодие 2013 года – самосвалы КАМАЗ-65115, КАМАЗ-6520 и бортовой автомобиль КАМАЗ-43118. Однако в целом российское предприятие старается не отставать от главных конкурентов – ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ». ОАО «КАМАЗ» имеет большую долю сбыта грузовой техники на территории РФ – 45,4%. Но продажи автомобилей иностранного производства практически не уступают лидеру, ведь составляют 41,2%. Поэтому есть вероятность, что в скором времени сбыт грузовой техники в РФ иностранных компаний увеличиться, и вполне возможно, вытеснят лидера рынка грузовой техники. Напомним, что в 2012 году их доля была 48%.
Руководство предприятий делают свои прогнозы относительно ситуаций на рынке грузовой техники России. К примеру, ОАО «КАМАЗ» уверено, что к концу 2013 года выпуск увеличиться до 85 тыс. автомобилей (класс полной массы 14-40 тонн). В принципе, совсем реальный показатель, ведь на данный момент КАМАЗ реализовал 38,2 тыс. автомобилей. Но даже прогноз по продажам в 85 тыс. единиц грузовой техники значительно отличается от показателей 2012 года, так как в прошлом году совокупный объем российского рынка составлял 117 тыс. единиц автомобилей класса полной массы 14-40 тонн. Поэтому что бы ни планировали специалисты российских предприятий, на лицо явное снижение и выпуска, и сбыта, которое возникло из-за общего замедления экономики, уменьшения инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли России.
В сложных экономических условиях позиция лидера рынка грузовой автотехники может и перейти к другим игрокам. К примеру, альянс иностранных компаний вполне возможно в будущем займет еще большую долю рынка, постепенно вытесняя КАМАЗ. Надеемся, что улучшить свои позиции на рынке РФ сможет и ОАО «МАЗ». Мы уже писали о том, что предприятие вводит компенсацию ремонта своей продукции, тем самым повышая качество сервиса для покупателей.
Также Вы можете следить за новостями нашей компании в социальных сетях.