Мы уже писали о текущей ситуации на рынке грузовой техники России за 2 квартал 2013 года. Теперь проанализируем более детально динамику изменения долей рынка таких производителей как МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ и других предприятий за 2012, 1 и 2 кварталы 2013 годов.
КАМАЗ жестко конкурирует с иномарками
В 2012 году доля рынка грузовой техники РФ ОАО «КАМАЗ» составляла 33,5%. За анализируемый период российское предприятие реализовало 38 343 шт. автотехники, сохранив практически уровень 2011 года. Однако в 2012-ом КАМАЗ «сделал» альянс иностранных компаний, заняв 48,3% рынка.
За первый квартал 2013 года ситуация кардинально изменилась. Теперь предприятие вырвалось в лидеры по продажам техники класса полной массы 14-40 тонн. 48,6% рынка грузовых автомобилей принадлежит КАМАЗ, а иностранным компаниям всего лишь 36,6%. Наблюдается положительная динамика, ведь за аналогичный период 2012 года у КАМАЗ было только 40,6% рынка.
Мы предполагаем, что сложившаяся ситуация с КАМАЗ возникла по двум причинам:
- Вступление России в ВТО;
- Переход завода на выпуск техники класса Евро-4.
Предприятия | Доля рынка в %, 2012 г. | Доля рынка в %, 1 квартал 2013 г. | Доля рынка в %, 2 квартал 2013 г. |
ОАО «КАМАЗ» | 33,5 | 48,6 | 45,4 |
ОАО «МАЗ» | 12,8 | 7,4 | 8 |
ОАО «АЗ «УРАЛ» | 4,9 | 7,4 | 5,4 |
ОАО «КРАЗ» | 0,5 | 0 | 0 |
ОАМО «ЗИЛ» | 0 | 0 | 0 |
Иностранные компании | 48,3 | 36,6 | 41,2 |
Во 2 квартале 2013 года конкуренция производителей грузовой техники полной массой 14-40 тонн ужесточилась. Иностранные компании усиленно наступают «на пятки» КАМАЗ. Российское предприятие имеет 45,4% доли рынка, а зарубежные – 41,2%. Поэтому вполне возможно, что в дальнейшем иностранные компании отхватят больший «кусок» рынка грузовой техники РФ.
МАЗ увеличивает долю рынка
Белорусское предприятие крепко обосновалась на рынке России. Несмотря на сложные экономические условия, МАЗ стабильно сохраняет сбыт в РФ, не уступая своим конкурентам.
Итак, за 2012 год ОАО «МАЗ» реализовал 14 999 шт. автомобилей класса полной массы 14-40 тонн. Таким образом, предприятие отвоевало 12,8% рынка автотехники РФ в сравнении с 2011 годом. Однако в первом квартале 2013 МАЗ немного сдал свои позиции, заняв 7,4 % рынка.
Даже несмотря на существенное падение, МАЗ все равно рассматривают главные игроки как не последнего конкурента, ведь белорусское предприятие идет наравне с ОАО «АЗ «УРАЛ». Также МАЗ опережает большинство российских предприятий, которые за первый квартал 2013 года не продали ни одной единицы техники (ЗИЛ, КРАЗ).
Второй квартал 2013 года для МАЗ выглядит более оптимистично.
Предприятие смогло за три месяца занять еще 0,6% рынка. Теперь продажи МАЗ составляют 8% от всего рынка. Поэтому наверняка МАЗ к концу 2013 года сможет не только достичь показателя 2012, но и превысить его.
Иностранные компании и УРАЛ – курс на повышение
Автомобили зарубежного производства пользуются популярностью на рынке РФ. Видимо по этой причине иностранные компании жестко конкурируют с главными игроками российского рынка грузовой техники полной массы 14-40 тонн. В 2012 продано в РФ 56 734 шт. иномарок. Сбыт иностранных компаний практически в полтора раза превысил реализацию КАМАЗ. Но в 1 квартале 2013 года уступили рынок КАМАЗ, потеряв более 12 %. Во 2 квартале 2013 иностранные компании практически догнали КАМАЗ, не дотянув до уровня российского завода 3,2 % (доля рынка – 41,2 %).
Ситуация с УРАЛ более прозаическая. Предприятие то теряет долю рынка, то опять набирает обороты. К примеру, в 2012 году УРАЛ продал 5 797 шт. автомобилей класса 14-40 тонн. За 1 квартал 2013 года компания смогла увеличить долю с 4,9% до 7,4%. А вот во втором квартале текущего года УРАЛ потерял позиции. Скорее всего, снижение сбыта предприятия связано с уменьшением количества госзакупок и целевого финансирования. На данный момент УРАЛ занимает 5,4% от общего уровня продаж грузовой техники в РФ.
Такие компании как КРАЗ, ЗИЛ не показывают положительную динамику. Наоборот, заводы не улучшают свой сбыт. За 2012 год КРАЗ продал 579 шт. автомобилей, ЗИЛ – ни одного. За 1 квартал и 2 квартал 2013 года компании вообще не смогли продать автомобили класса 14-40 тонн.
Исходя из анализа, можно сделать вывод: лидерство на рынке РФ по сбыту автотехники закрепилось за КАМАЗ. Но и иностранные компании практически догоняют российский завод. МАЗ как и в прошлом году уверенно сохраняет свои позиции. ЗИЛ и КРАЗ вернуться на рынок при возобновлении целевого финансирования и поступления новых госзаказов.
За изменением ситуации на рынке сбыта грузовой техники РФ компания «АвтоРесурс» познакомит Вас в следующих новостях.
Также Вы можете следить за новостями нашей компании в социальных сетях.