История «Минского автомобильного завода» хранит в себе множество тайн.
Одна из них – производство военной техники.
Сегодня же мы снимем гриф секретности и расскажем вам о создании на базе ОАО «МАЗ» конструкторского бюро по разработке колесных тягачей для различных систем вооружения.
25 июня 1954 года было принято постановление о постановке на серийное производство многоосных колесных полноприводных тягачей большой грузоподъемности.
Новое подразделение завода создавалось на базе коллектива КБО с включением в него высококвалифицированных конструкторов.
В 1955 году был изготовлен первый тягач МАЗ-528. Назначение автотехники – работа с бульдозером, буксировка тяжелых прицепов.
Затем появился одноосный тягач МАЗ-529В, предназначенный для работы самоходных скрепов и другой землеройной техники.
После удачных испытаний опытный образец МАЗ-529В был поставлен на производство в Могилевском автозаводе.
В дальнейшем автотехника применялась в качестве установки ракет на стационарных позициях и в составе других агрегатов.
Передовая разработка «Минского автомобильного завода» - это шасси МАЗ-535Б и МАЗ-5375В.
Со временем самоходные колесные пусковые установки станут основным направлением выпускаемой заводом военной техники.
Важным этапом в работе СКБ-1 стало создание полноприводного шасси высокой проходимости – МАЗ-543.
Особенностью автомобиля являлась удобная конструкция и высокая надежность автокомпонентов.
На фотографии изображен прототип девятнадцати тонного шасси МАЗ-543 с двумя двухместными кабинами для ракетного комплекса.
Именно белорусами был совершен технический прорыв в конструировании военной техники.
Шасси МАЗ-543 использовались в качестве базы для монтажа различных ракетных комплексов – С-300, «Рубеж», «Темп-С» и многие другие.
Здесь изображена пусковая ракетная установка 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543.
С 1970 года разрабатывались новые установки в связи с существенным увеличением веса и дальности полета доставляемого груза, а также надежные транспортные средства с высоким показателем мощности.
В 70-е «Минский автомобильный завод» поставил задачу создания шасси для пусковых ракетных установок с уменьшенным весом.
Несмотря на это, проходимость техники должна была остаться на прежнем уровне.
Разработчики МАЗ успешно справились с данной задачей.
Так появились шасси МАЗ-574А и МАЗ-547В, предназначенные для установки самоходных пусковых установок ракетных комплексов.
В дальнейшем были выпущены еще более мощные и грузоподъемные шасси – МАЗ-7912 (14х12), МАЗ-7916 (12х12), МАЗ-7917 (14х12), МЗКТ-7922 (16х16).
Также начиная с 60-х «Минский автомобильный завод» создавал и тягачи, шасси нового поколения «Оплот».
Особенно новые модели автотехники были востребованы у производителей нефтегазовых комплексов и строителей нефтепроводов.